#Aviation
#Longread
#Пробы_Пера
Вечером 15 сентября 1940 года в командовании Люфтваффе с тревогой разбирали донесения с запада. Ещё два дня понадобилось немцам, чтобы сделать выводы - 17 сентября операция "Морской Лев", вторжение в Великобританию, была в первый раз отложена.
А ведь "ничто не предвещало". Бои в небе над Британией шли всё лето, базы Королевских ВВС подвергались интенсивным бомбардировкам по всей южной части Англии. Да, Люфтваффе несли при этом тяжёлые потери, но они же были и многочисленнее... У Геринга и его подчинённых были все основания считать что Истребительное командование на грани краха и нужен только последний, мощный удар. 15 сентября огромная армада самолётов с тевтонскими крестами двумя волнами взлетели с аэродромов во Франции и направились на северо-запад. На серьёзное сопротивление они не расчитывали.
Гитлеровцы не учли всего две вещи - "холодное английское бешенство" (Майский) и мелочную мстительность собственного руководства.
Всего месяцем раньше, на пике Битвы, группа немецких бомбардировщиков по ошибке отбомбилась по Лондону. Англичане решили не остаться в долгу, и 25 августа английские бомбы посыпались на Берлин. Ущерб городу был невелик, потери - и того меньше, зато этот налёт прицельно и больно ударил по самолюбию Геринга, хвастливо заявлявшего что "ни одна бомба не упадёт на Рейх". С начала сентября всё большие и большие силы Люфтваффе начали бомбить Лондон и другие города Англии. На Лондон был нацелен и рейд 15 сентября. Но для немецких экипажей это значило дополнительные сотни миль полёта над английской территорией. У истребителей прикрытия при налёте на Лондон оставалось горючего всего на десять минут боевого маневрирования, после чего им приходилось уходить назад, оставляя бомбардировщики на произвол судьбы и противника. И главное - как ни цинично это звучит, налёты на Лондон резко облегчили нагрузку на Истребительное командование, базы которого были теперь в безопасности. Двух недель хватило англичанам, чтобы отдышаться, ввести в строй новые самолёты и пилотов. Не подвели и друзья - в сентябре на боевое дежурство встали "польские", "чешские" другие союзнические эскадрильи RAF.
Канал немцы пересекли без проблем, как и ожидали. Но над южной Англией началось неожиданное - всё больше и больше истребителей, небольшими группами разрывали немецкие порядки. Лётчики 11-й группы Кита Парка выполняли свою задачу по максимуму - изматывали немцев, нанося максимум потерь, но и не подставляя слишком много самолётов под удар свежих пока ещё "Мессершмиттов" из групп прикрытия. А прорвавшиеся к Лондону группы ждал сюрприз - "Большое Крыло". 12-я авиагруппа Траффорда Ли-Мэллори поднялась в воздух в полном составе и собралась в огромный кулак. Эту тактику Мэллори планировал с начала Битвы - и именно налёты на Лондон позволили ему проверить её.
Бои над южной Англией и Лондоном шли весь день. Обе стороны пустили в ход всё, что у них было - в разгар утренней волны налётов, на командный пункт 11-й группы приехал Черчилль. На тихий вопрос премьер министра "сколько у вас резервов", Парк честно ответил "резервов нет". В конце дня немцы недосчитались 60 самолётов, почти полторы сотни пилотов и членов экипажей погибли и попали в плен. Англичане потеряли 14 пилотов и около 30 машин. Но главное - оказалось, что Королевские Военно-Воздушные силы далеко не разгромлены и что за господство в воздухе над Англией придётся драться ещё долго и с недопустимыми для Люфтваффе потерями. Этого хватило. С этого дня гитлеровцы перешли к единственной ещё возможной для них тактике - ночным бомбёжкам городов. Впереди будут ещё много боёв, пожары лондонского "блица", кошмар Ковентри... но именно в этот день вторжение в Англию окончательно отошло на второй план.
День Битвы за Британию. 80 лет назад.