Следующим проектом в серии #WW2inPlastic #OneCountryOneFighter стал французский самолёт Morane-Saulnier M.S. 406. А точнее - Моран-Солнье M.S 406, 2-е звено Свободной Франции, Хайфа, сентябрь 1940 года.
Историческая справка №1 - M.S. 405-406. Гладко было на бумаге...
В 30-е годы фирма "Моран-Солнье" была далеко не новичком в авиапроме, даже в такой "авиапродвинутой" стране, как Франция.
Братья Робер и Леон Моран в самолёте фирмы Луи Блерио. Вское после того, как была сделана эта фотография, братья чудом выжили в аварии - после чего основали, вместе с Раймоном Солнье, собственную фирму.
Основанная аж в 1911 году, она поставляла удачные боевые самолёты уже в Первую Мировую. Причём не только во Францию: самолёты фирмы ухитрились пробраться мало что в русскую авиацию - ещё и в русскую литературу!
...Он расплатился за завтрак с такой щедростью, на какую никогда бы не отважился ни один немецкий эрцгерцог, и притом расплатился не жалкими бумажками, а настоящими серебряными гульденами. Пораженная сказочной платой, хозяйка навязала почти насильно авиаторам корзиночку с провизией, и растроганный Юрков влепил ей в самые губы сердечный поцелуй. Хозяин охотно вызвался отыскать двух сильных людей, чтобы пустить в ход пропеллер аппарата. Через десять минут мощный "Моран-Парасоль", отодравшись от земли, уже летел легко к разъяснившемуся небу, а немецкие друзья махали вслед ему шляпами и платками.
Вскоре с большой высоты они увидали сплошную гусеницу немецкой колонны, казавшейся почти неподвижной.
-- Господин ротмистр, -- прокричал в слуховую трубку Шульц, указывая на гнездо, в котором лежала бомба. -- А не пустить ли в них этой мамашей?
На что Юрков, никогда не терявший спокойствия, ответил серьезно:
-- Нет, мой молодой друг! Наше точное задание -- разведка. Часто -- увы! -- из-за сурового долга приходится отказывать себе в маленьких невинных удовольствиях!..
Вечером, в офицерском собрании, за ужином, в который входили и гумбиненские толстые сосиски, Феденька Юрков рассказал эту историю при громком хохоте всех летчиков. Ему не чужд был соленый грубоватый юмор...
"Моран Парасоль" - скорее всего Моран Солнье "тип L", а "Парасоль" ("Зонтик") - вид компоновки, в котором крыло устанавливается над фюзеляжем на подкосах. Такое расположение крыла надолго стало "визитной карточкой" фирмы.
.
Компания первой среди союзников начала ставить опыты над стрельбой сквозь круг воздушного винта - хоть и с помощью очень примитивных средств. Испытателем служил один из известнейших пилотов Франции Ролан Гаррос. Тот самый, который потом станет теннисным кортом и турниром по тому же виду спорта.
Учитывая такую богатую историю, нет ничего удивительного в том, что в 30-х компания Моран Солнье стала одним из основных претендентов на победу в конкурсе на создание истребителя "нового поколения" - с закрытой кабиной, убирающимися шасси и более мощным вооружением. Компоновку "парасоль" для нового проекта пришлось отбросить, самолёт стал свободнонесущим низкопланом, но всё ещё смешанной конструкции - каркас из дюралевых профилей и стальных труб, обшитый фанерой с тонким алюминиевым листом (материал, который был назван "плимаксом"). Установленный на прототипе мотор "Испано-Сюиза"12Ygrs "тянул" 860 л.с., вооружение состояло из дух пулемётов винтовочного калибра в крыльях и 20мм пушки "Испано" S9 установленной между цилиндрами двигателя и стрелявшей через полый вал винта. Но новый самолёт (названный M.S. 405) оказался не очень совершенным. Для достижения заданной в спецификации скорости, инженеры пошли на хитрость: одним из основных источников аэродинамического сопротивления являлся широкий водорадиатор. На 405-м его сделали убирающимся - для достижения максимальной скорости радиатор втягивался в фюзеляж ,а в штатном режиме - выпускался в поток воздуха.
Самолёт M.S. 405 Хорошо виден выпущенный водяной радиатор под "брюхом" самолёта
Первый полёт "405-й" совершил в летом 1935 года. После замены мотора на 12Y31 той же "Испано Суизы" индекс поменялся на M.S.406. Но французы явно не торопились - первые предсерийные машины начали сходить с конвейеров только в 1938-м! При этом трёхлетний разрыв совершенно не был вызван какими-то доработками... Наоборот, только в 1938-м первые серийные машины начали облётывать. Довольно быстро стало ясно, что галочка в строчке н испытаниях это одно, а реальные боевые полёты - совсем другое. Шасси и пресловутый радиатор нередко "вываливались" самопроизвольно. Кроме того, заявленная максимальная скорость фактически оказалась доступной только в контролируемых условиях испытаний - для её достижения нужно было вывести двигатель на максимум, втянув при этом радиатор. Понятно, что мотор в таких условиях моментально перегревался. А с выпущенным радиатором истребитель скорость не набирал. Обнаружились проблемы и с прицелами - такие, что нередко приходилось использовать запасные, в виде кольца и мушки на капоте. На больших высотах замерзало вооружение, к тому же симевшее сильно ограниченный боезапас. При этом лётчики в общем хорошо отзывались о самолёте, отмечая его простоту в пилотировании и хорошую манёвренность по горизонтали.
Первое крещение огнём самолёты приняли во время "странной войны", с сентября 1939-го до мая 1940 года. Хотя за это время потери были невелики, а успехи - значительны (относительно масштабов боёв, конечно), недостатки "Морана" по сравнению с Me109E были очевидны - уязвимость систем, недостаточная скорость и скороподъёмность, слабое и ненадёжное вооружение. Попытки модернизации пришли слишком поздно - они только разворачивались, когда началась битва за Францию. В открытом сражении, несмотря на отчаянное сопротивление французских лётчиков, недостатки "Моранов" сказывались постоянно, ведя к огромным боевым потерям - к которым прибавлялась общая дезорганизация армии, провалы со снабжением и быстрое продвижение наземных частей Вермахта. При этом пилоты самого массового истребителя французских ВВС отвечают примерно за треть сбитых во время битвы самолётов противника, сбитых в воздушных боях.
После падения Франции несколько уцелевших самолётов улетели с экипажами через линии фронта и продолжили, на какое-то время, борьбу вместе с Королевскими ВВС. Им же были вооружены несколько групп правительства Виши, которые немцы согласились оставить, в результате операции "Катапульта". И наконец, хороших результатов "Мораны" добились в другиз странах, куда они экспортировались или передавались. Успешно самолёт применяли финны -некоторое количество M.S. 406 были закуплены ещё до войны, часть трофейных самолётов передали северным партнёрам немцы. Финнам удалось и модернизировать самолёт, исправив многие из его недостатков - используя трофейные советские моторы М105-П (которые и были, собственно, переработкой купленных СССР моторов "Испано-Суиза") и вооружение.
Финский "Моран"
Аналогично поступили и швейцарцы, до сих пор хранящие один модернизированный "Моран" в лётном состоянии.
Швейцарский M.S.406, сохранившийся до сих пор в лётном состоянии. Хорошо видна новая конструкция капота с "обычным" водорадиатором.
Историческая справка №2 - Французы над Хайфой
После поражения Франции нескольким французским самолётам удалось выбраться из страны и продолжить сражаться на стороне союзников. В частности, летом 1940-го на Ближнем Востоке были созданы три звена "Свободной Франции" (бомбардировочное, истребительное, транспортное), впоследствии ставшие полноценнными соединениями ВВС сил Де-Голля. Второе (истребительное) звено включало в себя три самолёта M.S. 406 и несколько двухмоторных Potez 63.11. Организационно поначалу французы "принадлежали" различным частям КВВС в этом районе. 6 сентября 1940 года 2е звено вступило в бой - силы "Реджиа Аэронаутика" попытались бомбить Хайфу. 4 бомбардировщика были перехвачены пилотами 2го звена - одним "Потезом" и одним M.S.406. Правда мне не удалось найти точных результатов того боя - ивритские источники перечисляют только налёты с серьёзными разрушениями и жертвами, ничего не говоря о действиях истребителей, а в английских результаты боёв не упоминаются.
Так или иначе звено Свободной Франции довольно быстро пересело с французских на английские и американские машины - у англичан просто не было возможности обслуживать "Потезы" и "Мораны" без комплектующих.
Гораздо дольше они продержались по ту сторону границы. Хотя изначально немцы собирались оставить "свою" Францию без воздушных сил вообще (в порядке "зеркалки" за Версальский договор), после нападения англичан на французский флот в Алжире (операция "Катапульта") французам удалось убедить немцев сохранить самолёты в колониях "в порядке защиты от английской агрессии". Согласно этим договорёённостям немалая групировка ВВС правительства Виши находилась в Ливане и Сирии - в том числе эскадрилья "Моранов". После восстания Рашида Али в Ираке в 1941-м, английская армия начала операцию "Экспортер" по захвату Сирии и Ливана. Известен как минимум один случай нападения ВВС Вишистской Франции на Хайфу (один из самолётов сбит зенитным огнём, один из членов экипажа попал в плен), но неясно имел ли этот налёт истребительное прикрытие или нет.
Австралийские солдаты с трофейными Моранами в Сирии