197 лет назад, седьмого мая 1825 года не стало человека, ставшего жертвой наверное самого бессмысленного фейка в истории...
О его детстве известно не так много. Сын обеспеченного поначалу, но прогоревшего венецианского торговца, не слыл гением, но талант к музыке у него проявился рано - настолько, что родители отправили его учиться играть (на скрипке, конечно) к одному из лучших виртуозов Италии того времени - Джузеппе Тартини. Детство, впрочем, закончилось довольно быстро - в 13 лет мальчик потерял мать, в 14 - отца. Взявший юного Антонио на воспитание дядя поддерживал его увлечение музыкой - сам будучи меценатом, нанимал племяннику хороших педагогов. Тот, впрочем, показывал немалые успехи - настолько, что на юношу обратил внимание придворный композитор Иосифа II, Флориан Леопольд Гассман, посещавший тогла Венецию. И не просто обратил внимание - в 16 лет наш герой отправляется с новым покровителем в Вену.
Работая ассистентом Гассмана и обучаясь у него, молодой человек понравился и царственному работодателю Гассмана. Придворный композитор считал юношу самым талантливым из своих учеников. В 1770-м году ученик добивается первого успеха как самостоятельный композитор - Гассман "сбросил" ему заказ на оперу, которую он, из-за загруженности, не смог написать сам. Дальнейшая карьера развивалась быстро - в 24 года наш герой - уже автор 10 опер, возглавляет оперную труппу. В своё время Гассман познакомил "своего лучшего ученика" с Глюком - под влиянием которого у него развивается свой собственный стиль. Глюка молодой композитор и музыкант будет до конца жизни считать своим кумиром, хотя сам пойдёт дальше его. К 1790 году его произведения известны по всей Европе, он дружит с Бомарше, который пишет либретто для его опер. С 1788 года - придворный капельмейстер австрийского двора, признанный одним из лучших дирижёров своего времени. Хотя интенсивное начало карьеры и привело к тому, что наш герой быстро "исписался" (последняя из сорока написанных им опер вышла в 1790 году), с музыкальной сцены он не ушёл до конца, посвятив себя преподаванию, дирижированию и организации концертов. Его считали своим учителем Бетховен, Шуберт и Лист...
Непонятно, кто, когда и главное - зачем распространил злую сплетню о том, что Антонио Сальери отравил Моцарта. Ещё менее понятно как в неё смогли поверить - у предполагаемого отравителя не было явных мотивов к этому. Это уже потом выдумают "зависть посредственности к гению" - но в последние годы жизни композитора он был чуть ли не более известен, чем его предполагаемая гениальная жертва. Более того, сын Моцарта тоже учился музыке у Сальери. Тем не менее, несмотря на все опровержения слух этот только рос - есть мнение, что именно он вызвал у композитора нервный срыв, что привело к его госпитализации. Было даже якобы записанное "признание" Сальери в ужасном преступлении - которому верили несмотря на все доводы свидетелей и даже докторов. А после его смерти за дело, как водится, взялись литераторы, и...
У хулителей Ричарда III хотя бы были основания - времена были ээээ... не вегетарианские, на престоле сидели те, кто Ричарда сверг и убил. Да и профессия короля, в то время даже как-то располагала к злодейству. Но с гением Сальери оно, как и писал поэт, явно было несовместно.
Антонио Сальери 18.08.1750 - 07.05.1825