#Осторожно_Перевод
#AmitSegal #StoryOfIsraeliPolitics
… "Кадима" отнюдь не была первой партией, созданной под одного конкретного человека. Этот амбициозный проект почти один в один напоминал аналогичное творение Бен-Гуриона, партию РАФИ, на выборах 1965 года. И там и там всё началось с глубокого конфликта в правящей партии - МАПАЙ в 60-х была разорвана шпионским скандалом в Египте, а Ликуд в 2000-х - планом «размежевания». Обе новых фракции были созданы как попытка разгрома крупной партии собственным основателем: Шарон, в своё время собравший воедино блок «Ликуд», пытался покончить с его правлением, так же как Бен-Гурион пытался раздавить МАПАЙ - партию, которую он возглавлял ещё до основания государства. Оба пытались добиться желаемого, избавившись от идеологии и обратившись к центру. «Не вправо и не влево - мы идём вперёд», гласил предвыборный лозунг РАФИ - и он слово в слово был повторён в 2006-м партией Шарона, само название которой значило на иврите «Вперёд»….
…По дороге к успеху Шарон отказался от тяжкого ярма принципов. В его прощальной речи в Ликуде не было ни одной причины ужасного раскола - ни отступления, ни конституции, ни мира, ни войны. Избирателям предложили подписать невозвратную доверенность - дайте мне страну, а я сделаю с ней что захочу….…Идеологическим скелетом партии стали опросы и фокус-группы…
…Шарон был достаточно вежлив, чтобы скрыть эту грубую сделку от общественности. Но когда потом Меиру Шитриту на домашней встрече задали вопрос что такой ликудник как он делает в одной партии с Пересом и Рамоном, тот без тени смущения ответил: «мы оторвались от любой идеологии и в этом наша особенность…. У нас уже нет на спине тяжелых мешков наследия Жаботинского или Кацнельсона, мы смотрим только в будущее…»
Что ж, приходится признать, что последний проект Шарона удался сверх его ожиданий - через годы после его кончины от «тяжёлого груза идеологии» избавились все крупные партии на политической карте…
Да и пошиты они, большей частью, под одного человека.
Comments (3)
Трудно их винить, потому что и избиратель голосует за человека, а не за идеологию.
Статья из шведской газеты после выборов 2021 в Германии
Daniel Åkerman: Сосредоточеность на личностях вредит политической жизни Германии
Демократия чувствует себя плохо, когда личность становится важнее, чем политика. Избиратели должны знать, за какую политическую позицию они голосуют.
В Германии прошли выборы, но пока не ясно, кто будет править после Ангелы Меркель. Трудности с формированием правительства частично связаны с тем, что политические разногласия в ходе избирательной кампании практически отсутствовали. Вместо этого все было привязано к личностям кандидатов в канцлеры, что также привело к резким изменениям в общественном мнении. Когда в воскресенье закрылись избирательные участки, немецкие социал-демократы, СДПГ, казалось, вышли победителями на федеральных выборах. С 25,7% голосов СДПГ впервые с 2005 года стала крупнейшей партией Германии. В то же время Союз, собирательное название ХДС и его сестринской партии в Баварии ХСС, с 24,1% сделал худшие выборы а своей истории.
Тем не менее, неясно, какая партия возглавит будущее правительство. Результат Союза оказался лучше, чем в опросах общественного мнения накануне выборов, когда казалось, что партию можно полностью сбросить со счета. Поэтому кандидат в канцлеры Армин Лашет (ХДС) объявил, что он хочет вести переговоры с экологической партией Die Grünen и либеральными свободными демократами, СвДП. Однако кандидат в канцлеры от СДПГ Олаф Шольц имеет такие же амбиции. Во многих отношениях было бы логичнее если бы канцлером стал Шольц. И потому, что СДПГ является явным победителем на выборах, и потому, что избирательная компания было настолько фиксирована на персоналиях. Ни партии, ни средства массовой информации не были особенно заинтересованы в обсуждении принципиальных вопросов, а сосредоточились на том, который из кандидатов более подходит на роль канцлера.
В этом была сила Шольца - он успешно излучал спокойную компетентность Меркель. Он зашел так далеко, что использовал ее жесты на обложке Süddeutche Zeitung. Шольц также занял большое место на предвыборных плакатах с такими лозунгами, как «Канцлер для Германии». На выборах победил скорее Шольц, а не СДПГ.
Однако обратная сторона личной привязанности заключается в том, что она приводит к быстрым изменениям в общественном мнении. В конце весны многие считали, что лидер Die Grünen Анналена Баербок станет канцлером, поскольку партия лидировала в опросах с результатами между 25 и 30 процентами. Потом начались скандалы из-за подстриженного резюме и плагиата. В конце концов
результат Die Grünen скатился до 14 процентов. Точно так же Лашет лидировал в начале лета. Но он резко упал после того, как был пойман хохочущим после июльских наводнений.
Когда выборы касаются только личности, а не реальной политики, поддержка избирателей зависит от настроения. Нестабильность и фиксация на личностях - вот причина, по которой формирование правительства, похоже, может пойти в любую сторону. Ибо на какой основе должно работать правительство, если ни партии, ни избиратели, похоже, не заботятся о политическом направлении?
Это рискует стать растущей проблемой для немецкой политики. Одна из важнейших функций демократии - дать четкие полномочия для проведения определенной политики. И, прежде всего, граждане могут отозвать мандат, если они недовольны. Но если никто не обсуждает политику, а поддержка общественного мнения зависит только от последнего скандала, это требование ответственности исчезает. Что, к сожалению, кажется устраивает и Шольца, и Лашета.
https://www.gp.se/ledare/personfixeringen-skadar-tysk-politik-1.56015073
Я не "виню".
Констатирую факты и тенденции.
Но я не вполне согласен, люди обычно голосуют за то, что человек может дать им то, что им нужно. Но сейчас эта мысль уже выхолощена полностью, голосуют за Х "потому что это Х", или, что ещё хуже "потому что это не Y".
А в нашей системе, в которой условный X тащит за собой в Кнессет ещё энное чисто довольно безымянных персонажей, которые при этом получают мандат на законотворчество - всё совсем интересно.