#AmitSegal #StoryOfIsraeliPolitics
#Осторожно_Перевод
Начну потихоньку переносить сюда свои переводы фрагментов книги Амита Сегаля "История израильской политики. Со своими комментариями, когечно. На этот раз - с самого начала книги. Будет длинно, но меня эта глава сразила полностью:
Назовите меня извращенцем, можете даже книгу не читать - но нет темы, занимающей меня больше, чем разглядывание разнообразных и таинственных способов, с помощью которых граждане выбирают себе правителей. Джон Ле Кара как-то написал: "шпионаж - тайный театр нашего общества". Позвольте мне предложить свой вариант: самые глубины души любой нации просматриваются не только из работы её спецслужб, но и из её системы власти. Это только выглядит как скопление технических деталей вроде уровня электорального барьера , выбор списков или электоров. За всеми этими подробностями скрываются коллективные страхи, травмы и воспоминания наций...
...так что говорит об Израиле наша система власти? Для начала, она основывается на высшей израильской ценности, на самой основе нашего пребывания здесь - на халтуре. Многочисленные биографии Давида Бен-Гуриона почти не упоминают решающее совещание, на котором был сформирован способ, которым еврейский народ впервые в истории изберёт своё руководство - и это не удивительно. Как и подобает стране, о которой мечтали две тысячи лет но создали на ходу и без длинных рассуждений, это совещание не было особо продолжительным. В нём участвовали всего три человека: первый премьер-министр, первый министр внутренних дел (Ицхак Гринбойм) и первый министр юстиции (Пинхас Розен). Спешку можно понять - им ещё нужно было выбрать герб, привезти в страну тысячи репатриантов на изношенных кораблях, прорвать дорогу в осаждённый Иерусалим, разгромить арабских агрессоров - и это только до обеда...
... Государство Израиль (точнее те самые три человека в комнате - В.М.) приняли исторические решения - премьер-министр а не президент, идеи а не люди, споры а не решения.
Если мы на секунду выйдем из той самой комнаты с Учредительным Собранием на троих, мы увидим общество, в котором самым грубым словом было местоимение "Я". Это была культура, возносившая скромный сарафан и косички, прославляющая ПАЛЬМАХ и поселенцев - а не бюргеров и предпринимателей. Это была страна, величайшим идеалом которой была мировая инновация под названием "киббуц" и целью которой было подчинение всех личностных признаков великим социалистическим идеалам равенства...... Если мы вернёмся теперь в Ту Самую Комнату, мы не удивимся, что молодое государство выбрало одну из самых радикальных систем власти на земле: в Израиле, так было решено, никогда не будут выбирать человека, только Идею. Путь важнее идущего, партия важнее личности. С тех пор израильский избиратель встретит за ширмой избирательного участка только названия партий, без имён людей. Он (или она) будет думать, что голосовал.а за Нетаниягу, хотя в реальности его (или её) голос протащит в Кнессет 29е место в списке Ликуда, чьё имя избирателю неизвестно вообще. Более того, основной закон не даёт никаких преимуществ первому номеру в партийном списке, даже если он привёл свою партию к 120 мандатам - после выборов любой из последних безымянных депутатов может, теоретически, формировать правительство.
Надо ли объяснять, почему на восьмом десятке существования страны эта система со страшной силой буксует?
За семьдесят с чем-то лет существования, Израиль прошёл весь путь от сарафанов с косичками до брендовых костюмов, от ПАЛЬМАХа и поселенцев - к "подразделению 8200", бюргерам и предпринимателям (ну или по новому - к хайтекистам и стартаперам), от "идеалов равенства" - к здоровому (хоть много где и подавляемому) индивидуализму.
В политической системе это видно точно так же - далеко не все понимают (или вообще знают), по какому пути сегодня следует Ликуд, Авода или Йеш Атид, но голосуют "за Биби", " за Мейрав Михаэли" или "за Яира Лапида". Бумажками, на которых написаны только названия партий.
Форма- осталась. Содержание - ушло. Тупик.
Comments (1)
Я точно такой извращенец, которому нет ничего интереснее, чем копаться в перипетиях израильской политики . Вадик, тащи дальше куски книжки. Какой ты молодец.